Настоящий леттеринг имеет немного общего с классической каллиграфией: средневековой европейской, дальневосточной китайской и японской. Буква как творение дизайна и иллюстрации предстает в немалой строке форм и довольно трудно выявить стили в море разнообразия. Каллиграфия сегодня появляется в виде иллюстрированных мотиваторов, используется для создания дизайна слоганов, надписей для оформления кафе и пространств, дизайна веб-ресурсов, фирменного стиля и логотипов.
Леттеринг – это создание новых дизайнерских шрифтов и в целом дизайн надписей. Для кого-то это хобби, для кого -то — работа. Каллиграфия и леттеринг тесно переплетаются, чаще всего дизайнеры и иллюстраторы занимаются обоими направлениями работы со словом и текстом.
Поддельная каллиграфия
Классический каллиграфический набор включает в себя пробковый держатель для металлического пера, чернила и стакан воды для очистки пера во время работы. При напоре и ведении пера вниз линия становится толще, а когда рука двигает перо вверх – тонкой. Эта особенность создает классический каллиграфический рисунок слова, но есть способ обходиться и без специальных инструментов. Для этого достаточно сделать надпись карандашом или ручкой, слито и прописью, а затем по тому же принципу дорисовать утолщение на буквах.
Дизайн шрифтов
Следующая ступенька для дизайнера, увлекающегося каллиграфией – создать собственный шрифт. Сейчас модные рукописные шрифты, однако для веб-дизайна они используются редко, ведь есть трудности в распознавании экзотических шрифтов браузерами. Чаще всего оригинальные буквы используются для графического дизайна и создания логотипов. Обычно условием распознавания шрифта браузером является файл со шрифтом на компьютере пользователя, единственное альтернативное условие – это использование веб-страницей гугл-шрифтов, которые подгружаются с собственного ресурса. Они все чаще используются для создания веб-страниц.
Дизайн лого и леттеринг
Есть два основных взгляда на концепты логотипов. Одна сторона считает, что лого должен быть оригинальным, неповторимым и привлекать внимание потребителей, другой лагерь дизайнеров выступает за простые шрифты, которые удобно читаются, распознаются браузерами и не создают проблем с рекламной продукцией. Например, визитки. Сложный шрифт или фирменный знак просто не будет читаться на клочке картона 9 на 5 см.
Если браться за многообразие техник и сложности создания логотипов, то на одной стороне будут логотипы для товаров широкого потребления, затем разместятся рестораны и пространства, далее задают стиль дизайн-студии, для которых логотип – часть портфолио, завершают шкалу студии компьютерных игр, мультипликационные и киностудии, в которых лого еще и анимированные.
Книги о каллиграфии
Ю. Гордон «Книга о буквах от Аа до Яя» — наглядное пособие о дизайне и читабельность шрифтов, где каждому образцу алфавита посвящен отдельный раздел.
О. Королькова «Живая типографика». Книга повествует нам как просто и доступно рассказать про типографику и ее основные понятия. У Корольковой много примеров и иллюстраций.
Л. Проненко “Каллиграфия для всех”. Книга создана по инициативе студии Артемия Лебедева и отличается большим количеством иллюстраций. Художник и каллиграф Леонид Проненко попытался влюбить в искусство каллиграфии читателей, и ему это удалось.
Каллиграфия для начинающих
Напоследок стоит посоветовать попробовать каллиграфию всем, кто интересуется дизайном. Можно начать с поддельной, а затем купить необходимые инструменты.